Историческая справка
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись в мглу и мох,
Но есть и такие, где каждый камень,
Гудит голосами эпох.
И. Сельвинский
Земля — основа жизни. Кубанская земля — особенно. И щедра она не только черноземами, но и иными природными богатствами: степями, горами, реками, лесами. Такая земля, подаренная Богом, не могла оставаться бесхозной. И она обрела хозяина. Черноморское казачье войско получило высочайше жалованную грамоту на Кубанскую землю. Навечно. Грамота определяла только две границы — правый берег Кубани и Азовское море до Ейского городка. Другие границы велено было определить губернаторам Екатеринославскому и Таврическому, и
30 июня 1792 года Черноморскому казачьему войску, Екатериной II, была выдана Жалованная Грамота, по которой казакам на вечное владение передавалась кубанская земля, ограниченная рекой Кубанью и Азовским морем, а с востока линией от устья Лабы до Ейского городка. В начале июня 1793 года З. Чепега прибыл с казаками в урочище Карасунский Кут (ныне г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2, «Кубаньэнерго»). Это первое русское сооружение в городе. 15 августа 1793 года З. Чепега собирает Малую Раду и утверждает место, выбранное им для войскового города.
В июне 1794 года землемер прапорщик Самбулов составил план урочища Карасунский Кут. В канцелярии Таврического губернатора на план были нанесены кварталы будущего города. Разбивка города на кварталы на местности производилась путем обозначения улиц бороздами. Работы начались 18 сентября 1794 года. В это время в городе было 9 домов, 154 землянки и 75 «хат на верси». В первой половине 1795 года началась массовая застройка города.
Головатый Антон Андреевич (1732, по другим данным 1744 -1797). Войсковой судья Черноморского казачьего войска. Возглавил дипломатическую миссию черноморских казаков, направленную к Екатерине II для получения Жалованной грамоты на кубанские земли (вручена императрицей).
Определение границ не было безоблачным. Неправомерные притязания
Размежевание — дело сложное — оно не может идти без топографических работ по съемке и созданию ситуационного плана войсковой территории. И такие работы проводились одновременно. Закончены они в 1795 году.
Что дало размежевание?
— Были определены границы Черноморского казачьего войска и принадлежащей войску территории — она составляла 2855996 десятин.
— Были получены правовые гарантии на пользование принадлежащими землями.
— Повышалась ответственность войска за правовой порядок на подведомственной территории.
— Были создал экономические условия развития войскового хозяйствования. Было обеспечено стабильное развитие войска и территории без изменения границ до 1860 года.
В 1860 году император Александр II передал Черноморскому казачьему войску территорию, занимаемую шестью первыми бригадами Кавказского линейного войска, а Черноморское казачье войско преобразовал в Кубанское казачье войско.
Фактическими владельцами обособленных земель на Кубани с самого начала казачьего землепользования стали Курени. Этими землями обеспечивались общинные нужды станичного населения.
Расположенные беспорядочно на свободной территории Черномории, за пределами куренного владения, земли, находились под хуторами и заимками чиновников и казаков.
Первый правовой документ «Порядок общей пользы», определяющий порядок пользования и наделения землей принят Советом старшин 1 января 1794 года. Он установил неравные условия наделения землей чинов казачьего общества — старшинам и казакам по их желанию позволялось иметь собственные дворы, в степи — хутора и мельницы, заводить леса, сады, виноградники, хлебопашество и огородничество, а также скотоводство.
Хутора, заимки, поселения создавались, как правило, по берегам рек. Выделение земельных участков вдоль реки ограничивалось 3 — 8 верстами не занятой никем территории. Размер участков вглубь степи не ограничивался — «бери — сколько хочешь». Прошение об отводе земли заслушивала Войсковая канцелярия, проверяла по списку, не занят ли испрашиваемый участок и принимала решение о выдаче документа — «открытого листа»- на вечное спокойное и потомственное владение земельным участком.
Как простые, изготовленные мозолистыми руками
Сторожевая вышка, стоявшая на месте современного кинотеатра Аврора. Фото
Однако все хорошее имеет свойство уменьшаться и заканчиваться. Выделенные «войсковой канцелярией по «открытым листам» земельные участки в вечно спокойное владение не имели необходимой правовой защиты, так как не сопровождались никакими межевыми действиями и непозволительно примитивными были порядки землепользования. Возникла необходимость провести внутреннее размежевание земель Черноморского войска. Особенно остро этот вопрос встал в 1810 году в связи с массовым переселением малороссийских казаков в Черноморию.
К этому времени число проживающих на Кубани достигло 163 тысячи душ, проживающих в 63 станицах, 5 поселках и около 3 тысяч хуторов. Плотность населения была низкой. Но
1 июня 1842 года утверждено положение о Черноморском казачьем войске. В его составе разработано положение об учреждении Межевой комиссии.
С 1 января 1848 года в г. Екатеринодар, на основании высочайше утвержденного 12 апреля 1847 года (по новому стилю 25 апреля) «Положения о размежевании земель Черноморского казачьего войска», начала работу Межевая комиссия Черноморского казачьего войска. Первым председателем её был назначен подполковник Генерального штаба по корпусу топографов Петр Васильевич
В 1897 году указом Николая II от 20 июня межевое управление Кубанской области было преобразовано в Областную Чертежную, с переименованием должности Управляющего межевой частью в Управляющего Областной Чертежной. Этим же указом Областной Чертежной передавались права и обязанности по размежеванию казачьих и городских земель, согласно особым положениям и правилам.
С 1900 года межевую службу области возглавил Орлов Михаил Васильевич, который, на этой должности был до 1920 года.
Городская роща им.
Таким образом, межевую службу области, до установления Советской власти на Кубани, возглавляли всего четыре человека.
5 апреля 1920 года образован подотдел землеустройства, первым его заведующим был назначен Коломенский А.В., который был на этой должности менее
С 1925 года подотдел был преобразован в отдел землеустройства, который возглавил Киркор
С 1943 года на эту должность был назначен Сальников Алексей Андреевич, который руководил землеустроительной службой края до 1965 года.
В 1961 году на базе оперативного состава отдела землеустройства была создана Краснодарская землеустроительная экспедиция впоследствии институт «КубаньНИИгипрозем», ныне Южный филиал ФГУП «Госземкадастрсъемка» — ВИСХАГИ. Первым её начальником был назначен Савинов Сергей Васильевич. В 1969 году землеустроительная экспедиция была преобразована в Краснодарское отделение института «Росгипрозем» и директором его был назначен Иванов Иван Иванович. В 1975 году на его базе образован институт «Кубаньгипрозем». Однако служба, которая бы стала родоначальником департамента муниципальной собственности и городских земель, как в архиве города, так и в архиве Краснодарского края в дореволюционный период не отмечена.
Истоки создания службы, предшествующей департаменту муниципальной собственности и городских земель берут свое начало в 1991 году.
Согласно «Положению о комитете по управлению имуществом в г. Краснодаре», утвержденному решением VIII сессии горсовета от
1.Разработка и представление в городской Совет народных депутатов ежегодных изменений и дополнений к программе приватизации;
2.Представление перечня государственных и муниципальных предприятий, не подлежащих приватизации;
3.Прием и рассмотрение заявок на приватизацию;
4.Создание комиссий по приватизации, установление сроков подготовки плана приватизации и утверждение его;
5.Инициирует приватизацию муниципальных предприятий;
6.Организация и контроль реализации республиканской и городской программы приватизации, предоставление ежегодного отчета горсовету о ее выполнении;
7.Подготовка решений о приватизации предприятий, осуществление преобразование
8.Принятие решений о приватизации предприятий и имущества, находящегося в собственности г. Краснодара;
9.Содействие созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний;
10.По поручению Госкомимущества РСФСР и краевого департамента госимущества, проведение приватизации государственных предприятий и иной собственности РСФСР.
На основании Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от
1.Получение от комитета по управлением имуществом г. Краснодара и временное владение свидетельствами о собственности на государственные и муниципальные предприятия, на доли /паи, акции/ в капитале акционерных обществ /товариществ/;
2.Осуществление полномочий городского Совета народных депутатов как собственника на собраниях акционеров и соблюдение ответственности за деятельностью предприятий в пределах соей доли. Продажа указанных долей, свидетельств на предприятия;
3.Покупка паев и акций АО и товариществ, развитие которых диктовалось интересами жителей города;
4. Получение и перечисление дивидендов и выручки от приватизации предприятий в городской бюджет в соответствии с планом дохода городского бюджета и местной программы приватизации;
5. Обмен находящихся в собственности горсовета акций АО на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний;
6. Участие в подготовке учредительных документов, оговаривающих случаи вмешательства фондов в деятельность предприятия;
7. Принимал от юридических лиц декларацию о составе участников АО /товарищества/ и распределении уставного капитала для участия в аукционе, конкурсе, покупке акций приватизируемых предприятий;
8. Получал от комиссии по приватизации документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию;
9. Публиковал в специальном бюллетене в установленные законодательством сроки и объеме миллионов рублей, о продаже акций и о результатах сделок;
10. Устанавливал в договоре с покупателем форму платеже за приватизируемое предприятие;
11.Формировал конкурсную комиссию по продаже предприятия по конкурсу. Если предприятие не было продано и снято с конкурса, возвращал свидетельство в комитет;
12. Проводил аукционы и в случаях снятия предприятия с аукциона возвращал свидетельства о собственности в комитет по управлению имуществом;
13. Принимал от комитета права учредителя и пакет акций ОАО, после его регистрации в горсовете;
14. Продавал акции в пределах установленной госпрограммой приватизации суммы членам трудового коллектива приватизируемого АО на льготных условиях;
15. Владел выручкой от продажи акций /паев/;
16. Заключал договор с покупателем после приватизации предприятия в порядке и на условиях, установленных законом;
17.Направлял в суд или арбитражный суд иск о признании недействительной сделки приватизации.
Решением № 112 от
Решением Краснодарского городского Совета народных депутатов от
Согласно Положению, фонд являлся государственным органом, владеющим, распоряжающимся и управляющим муниципальной собственностью г. Краснодара, находящейся в его ведении и осуществляющим ее приватизацию.
Фонд являлся продавцом государственных и муниципальных предприятий, а также долей /паев, акций/ в капитале предприятий, находящихся в собственности города.
Фонд был создан по решению Малого Совета Краснодарского городского Совета народных депутатов, подотчетен ему и Краснодарскому горсовету. Фонд выполнял следующие функции:
1.Временно владел принадлежащими г. Краснодару свидетельствами о собственности на предприятия, на доли /паи, акции/ в капитале акционерных обществ /товариществ/, переданных ему комитетом по управлению имуществом г. Краснодара;
2. Осуществлял полномочия собственника на общих собраниях акционеров /пайщиков/, нес риск за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;
3. Продавал указанные доли /паи, акции/ свидетельства о собственности на предприятия;
4. Выступал учредителем акционерных обществ /товариществ/, приобретал акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых диктовалось интересами населения г. Краснодара;
5. Получал и распределяет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов городского бюджета и городской программой приватизации по нормативам, установленным Государственной программой приватизации;
6. Обменивал принадлежащие городу акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
В целях выполнения своих функций Фонд мог привлекать посредников, имеющих по закону право заниматься соответствующей деятельностью.
Практическая работа городских органов по приватизации показала, что в Типовом положении о комитете по управлению имуществом отсутствует механизм управления городским хозяйством: упускались вопросы управления собственностью, расположенной на территории города.
На основании решения ХШ сессии горсовета № 13 п. 15 от
управление приватизации;
управление координации деятельности предприятий торговли и сферы услуг;
управление
управление сельского хозяйства, продовольствия и торговли;
отдел транспорта и связи;
Распоряжением № 5/119 от
Положение о городском агентстве комитета по управлению госимуществом Краснодарского края было утверждено распоряжением № 5/490 от
Согласно положению, функции городского агентства включали:
утверждение Уставов государственных предприятий краевой собственности, заключение контрактов с их руководством;
выступление в качестве арендодателя государственного имущества;
оформление документов на передачу с баланса на баланс объектов краевой собственности;
осуществление запросов о делегировании права на приватизацию объектов краевой, федеральной собственности;
содействие созданию инвестиционных компаний.
На основании Указа Президента РФ «Об утверждении Типового положения о комитете по управлению имуществом и решения малого Совета краевого Совета народных депутатов № 399 от
В связи с введением в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от
Функции фонда были дополнены следующими пунктами:
1. Занимается коммерческой деятельностью и оказанием посреднических услуг в пределах устанавливаемых малым Советом.;
2. Осуществляет контроль за предоставлением предусмотренных законодательством льгот работникам приватизируемых предприятий.
Пункт о продаже в новой редакции гласил:
«4.1.3 Продает указанные доли /паи, акции/ предприятия, иное муниципальное имущество, а также нематериальные активы.
«В соответствии с распоряжением главы администрации от
В связи с прекращением полномочий Краснодарского городского Совета народных депутатов (постановление главы администрации от
Постановлением главы администрации города № 206 от
управление приватизации;
управление сельского хозяйства, продовольствия и фирменной торговли;
управление по координации деятельности предприятий торговли и сферы услуг;
управление
управление образования;
управление здравоохранения;
управление социальной защиты населения;
отдел транспорта и связи.
Коллегия комитета по управлению имуществом г. Краснодара была создана еще в 1993 году распоряжением главы администрации города от
Постановлением № 245 от
Постановлением № 264 от
Постановлением № 754 от
В соответствии с постановлением главы администрации города от
Постановлением главы администрации города от
На основании постановления главы администрации города Краснодара от 30 апреля 1996 года № 633 комитет по управлению имуществом г. Краснодара с 1 мая 1996 года реорганизован путем разделения на два самостоятельных структурных подразделения администрации города Краснодара — управление муниципального имущества и фонд имущества.
Постановлением главы городского самоуправления Краснодара от 28 января 1997 года управление муниципального имущества и фонд имущества администрации города Краснодара преобразованы в департамент муниципальных ресурсов.
Следующая реорганизация произошла в 2001 году: департамент муниципальных ресурсов был переименован в управление муниципальной собственности администрации города Краснодара. В 2002 году в функции управления муниципальной собственности вошли вопросы оформления
В 2004 году департамент муниципальной собственности и городских земель был переименован в муниципальное учреждение «Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар».
Решением городской Думы Краснодара от 15 декабря 2005 года муниципальное учреждение «Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар» переименовано в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар. Положение о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, а также его структуру вы сможете найти на главной странице. Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации м.о.г. Краснодар осуществляет работу руководствуясь решениями городской Думы Краснодара от 24 февраля 2005 года № 63 п.8 «О положении о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар», от 31 марта 2005 года № 64 п.8. «О порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».