Поиск по сайту

Введите запрос для поиска например, структура администрации
Закрыть
Главные новости

Брифинг Евгения Первышова по итогам года работы на посту главы Краснодара: стенограмма основных тем

8 декабря 2017

Глава кубанской столицы 8 декабря в третий раз с начала года встретился с журналистами городских, краевых и федеральных СМИ. В этот день ровно год назад Евгений Первышов по итогам конкурса был избран главой Краснодара на заседании городской Думы, официально вступил в должность главы краевого центра 9 декабря 2016 г.

В ходе брифинга Евгений Первышов подвел итоги работы администрации за год, в том числе — финансовые, рассказал об управлении муниципальным долгом, оптимизации структуры доходов и расходов бюджета, реализации в Краснодаре федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», проекта Минтранса РФ «Безопасные и качественные дороги», федеральной программы «Жилище» в части строительства школ и детских садов. Глава города также ответил на вопросы журналистов — обсудили темы по всем аспектам жизни Краснодара.

В брифинге приняли участие представители около 20 редакций СМИ, в том числе — муниципальной телерадиокомпании «Краснодар», государственной телерадиокомпании «Кубань», газет «Краснодарские известия», «Кубань сегодня», «Кубанские новости», «Российская газета», «Юг Таймс», «Коммерсантъ Кубань», «Вольная Кубань», «Деловая газета. ЮГ», «Новая газета Кубани», еженедельника «АиФ-Юг», информационных порталов KrasnodarMedia, «РБК-Юг», «Юга.ру», «Югополис» и «Блокнот».

Далее публикуем стенограмму ответов Евгения Первышова по основным темам брифинга.

Вступительное слово Евгения Первышова по итогам года работы

Можно смело говорить: год пролетел стремительно. Год с момента моего избрания депутатами городской Думы на должность главы муниципального образования город Краснодар. Хотя официально дата моего вступления в должность завтра, решил, что субботы ждать не будем. Хочу поблагодарить и вас, и горожан за те мнения, которые высказываются, за тот интерес к Краснодару, который вы проявляете.

Работы было много. Еще многое предстоит сделать.

Действительно, в городе существует немало проблем. Город растёт, развивается. Он становится крупным мегаполисом со своими трудностями, со своими задачами. В этой гонке самое главное то, чтобы Краснодар не стал «серым» городом, не потерял своё настоящее историческое лицо, остался городом для краснодарцев. Для коренных жителей, которые проживают здесь сейчас, для тех, кто выбрал Краснодар для своего постоянного места жительства.

Важно, чтобы город был для людей, которые выбрали его, приятный, солнечный. Это отмечают все приезжие: люди улыбаются. Вот такие мы, настроенные на позитив.

Можно говорить о том, что год был достаточно сложным, он был насыщен множеством событий. Но, тем не менее, я считаю, что год был достаточно удачным для муниципального образования.

Почему год был удачным? Нам удалось, по моему мнению, остановить стагнацию. И ту серьёзную проблему, которая складывалась в экономическом плане. Мы прекрасно понимаем, какой бюджет мы принимали. Мы знаем, какой бюджет у нас есть на конец года. Он идёт с разрывом в 10 миллиардов рублей. На начало 2017 года это было 22 млрд руб., сейчас — больше 30 млрд. Дефицит был 1,3 млрд. Необходимо было изыскивать денежные средства и покрывать этот дефицит. Он сегодня составляет где-то 250 млн. Это абсолютно некритичная сумма, и мы найдём способ для того, чтобы и этот дефицит был ликвидирован. Но самая большая трудность — это, конечно, та финансовая задолженность, которая существовала и которая существует по банковским кредитам с достаточно серьезными финансовыми обязательствами, под которые эти денежные средства брались у коммерческих банков в прежние годы.

Мы помним, что сумма ежегодных платежей на обеспечение банковских кредитов составляла порядка 1,5 млрд руб. Сейчас эта сумма сокращена и составляет около 1 млрд руб. Больше чем на 450 млн удалось платёж сократить в результате той работы, которую проводил департамент финансов в общении с нашими крупными банковскими финансовыми организациями. Удалось уйти от дорогих кредитных линий. То есть от 14 или 16%, мы находимся практически в ставке рефинансирования. Таких дешевых кредитов даже у края нет. За исключением государственных кредитов, которые даёт Российская Федерация. Ставки теперь — от 8 до 9%. Это серьёзное подспорье в нашей работе.

Были проведены серьезные сокращения — больше 140 человек было сокращено. Было и непонимание, и даже — сопротивление внутри администрации. Но, тем не менее, мы эту работу проводили. Проводили её целенаправленно, чтобы сократить и оптимизировать расходы муниципалитета.

Кредиторская задолженность в сумме 3,5 млрд руб., которая не была прописана в бюджете, принимаемом на 2017 год, говорила о том, что Краснодар находился на грани стадии банкротства. Кредиторская задолженность могла быть выкуплена и коммерческой организацией, любая такая организация могла подать иск на администрацию города, как на юридическое лицо, и признать муниципалитет банкротом. Этих денег не было в бюджете, их просто неоткуда было взять. И вот в результате сокращений и оптимизации, которые проведены, перекредитования, поиска внутренних резервов удалось собственными силами выполнить задачу по оплате кредиторской задолженности в сумме полутора миллиардов рублей. Это достаточно серьёзная сумма. Это 10% бюджета, собственных доходов, которые принимались на 2017 год.

Огромную помощь нам оказал губернатор Краснодарского края, администрация края. Помощь измеряется суммой в 2 млрд руб. На конец года мы выходим без кредиторской задолженности.

Если говорить о ситуации в стране, то по России сумма кредиторской задолженности по всем муниципальным образованиям составляла где-то 19 млрд руб. Представьте: из 19 млрд — 3,5 приходились на Краснодар! Сумма была просто огромная! Генеральная прокуратура в лице генерального прокурора обратила внимание на эту проблему и держала её решение на личном контроле. Такой беспрецедентной кредиторской задолженности, не обеспеченной финансированием (это были безлимитные торги прошлых лет, выполнение работ, которые не предусматривались бюджетом), не было никогда, что и привело к серьёзной, почти патовой ситуации.

Мы эту проблему решали в течение года. Старались об этом не говорить. Чтобы не было потрясений. Если бы произошла какая-нибудь ситуация, связанная с подачей заявлений о признании краснодарского муниципалитета банкротом, то мы могли бы взорвать такую «бомбу». Мы успешно справились с этой задачей.

Помимо всего прочего, занимались поиском дополнительных источников финансирования. Коммуникации, которые связаны с моей прошлой работой, помогли Краснодару получить достаточно серьёзное финансирование из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства на реализацию самых первоочередных задач, которые стояли перед городом. Это строительство школ и детских садов. Исходя из документов Минстроя, в 2018 году мы получим еще около 900 млн руб. в продолжение реализации программы «Жилище» — на строительство школьных и дошкольных учреждений.

По федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» тоже получили достаточно серьёзное финансирование. Пять городских территорий замечательно благоустроены, они уже доступны для отдыха.

Буквально на следующей неделе начнём открытие этих зеленых зон для жителей. Они достаточно серьёзно преобразились.

Продолжаются работы по благоустройству 8 внутриквартальных территорий. Впервые реализован механизм благоустройства смежных территорий сразу нескольких многоквартирных домов. Работа проведена достаточно серьезная. Она проходила в тесном контакте с населением. Собрать мнения жителей, которые проживают в смежных домах с общей территорией, которая будет благоустраиваться в соответствии с проектным решением, было сложно. Но в итоге идея была поддержана жителями.

На территориях дворов, где располагались металлические гаражи (всего их было 500), ровно 300 жители убрали сами. Они прониклись идеей создания комфортной городской среды и без всяких предписаний и уведомлений самостоятельно привели эти территории в надлежащее состояние. Для того, чтобы в дальнейшем на них мы организовывали парковочные пространства, зелёные зоны, детские игровые площадки.

Ещё одна задача, которая перед нами стояла, которую поставил губернатор, — это приведение дорог местного значения в нормативное состояние. Вы видели, какой сложный и большой ремонт проводился на дорогах. Было отремонтировано 74 км дорог. И капитальный ремонт самых проблемных участков улиц, который еще продолжается по ул. им. Тургенева, ул. Новороссийской, ул. Восточно-Кругликовской, на Садовом путепроводе.

Мои прогнозы, думаю, сбудутся — 15 декабря будет открыта правая сторона Садового моста для движения транспорта. Левая сторона будет открыта в следующем году согласно срокам, о которых говорилось ранее. Но, тем не менее, трамвай уже пущен по Садовому мосту достаточно оперативно, через два месяца после начала ремонтных работ. Подрядчик работал в три смены. Большая благодарность строительным организациям.

Такой же ритм набираем по ул. им. Тургенева и ул. Новороссийской. Улица Новороссийская — тоже первоочередная. Мы её просто обязаны сдать к концу года. Может быть, останутся небольшие технические недоработки, которые нисколько не скажутся на движении общественного транспорта, городского транспорта, наверное, они останутся переходящими на 2018 год. Но это не повлияет на технические характеристики дороги, которую мы хотим открыть к Новому году.

Это большие проблемные вопросы, которые стояли на повестке дня. Помимо всего прочего, занимались поиском решений по земельным участкам, которые крайне необходимы. Город остался «безземельным» для реализации социальных задач. И поэтому проводилась работа с собственниками земельных участков, прежде всего — крупными застройщиками, по передаче их для дальнейшего строительства и школ, и детсадов, и поликлиник. Сегодня мы имеем достаточный запас переданных земельных участков, которые по прогнозам на годы вперёд обеспечат нас землей под будущую «социалку».

О разработке нового Генерального плана Краснодара

Что касается градостроительной политики. В начале нынешнего года произошла отмена того предложенного к разработке Генплана, который до этого в течение двух лет разрабатывался. Это была корректировка Генерального плана.

Это позволило нам вынести на рассмотрение городской Думы главное решение, связанное с отменой Правил землепользования и застройки в той части, где они не совпадают с Генеральным планом города. Тем самым будут юридические основания в полной мере отказывать в разрешительной документации строительным компаниям и уходить от тех спорных вопросов, которые у нас существовали и по которым были разногласия.

Помимо этого, мы провели достаточно серьезную работу совместно с администрацией Краснодарского края — определили источники финансирования для разработки нового Генерального плана. Городу необходим абсолютно новый, стратегически важный, перспективный документ, рассчитанный на 30 лет. Губернатор, краевой департамент архитектуры, в этой части нас поддержали, определили источник финансирования, который будет предусматривать выделение муниципалитету денежных средств. Работы эти — не дешевые, они будут продолжаться больше полутора лет. И мы в итоге получим именно тот документ, который позволит муниципалитету жить и развиваться уже в ближайшие тридцать лет.

О ситуации вокруг кинотеатра «Аврора»

Исковое заявление было подано сразу. Вопрос в чем, и я об этом говорил. Мы имеем ситуацию, когда подрядная организация прибыла из соседнего региона, по-моему, из Дагестана, выиграла конкурс, приступила к выполнению работ.

Не знаю, какие там у них были планы, но кинотеатр полностью уничтожили. То есть мы имеем остов, имеем документы, по которым приемщик подписывает акты выполненных работ на сумму где-то порядка 50 миллионов рублей.

Я просто запретил платить эти деньги по одной причине — я не вижу выполненных работ, кроме ущерба, который нанесен. Безусловно, мы подали исковое заявление в суд. Настаиваем на том, чтобы была проведена техническая экспертиза, чтобы наглядно представить то, в каком состоянии кинотеатр был передан подрядчику и в каком — он находится сегодня. За нанесенный ущерб надо произвести взыскание денежных средств. Но, тем не менее, без прохождения этих судебных процедур кинотеатр передать ни инвестору, ни кому другому мы пока не можем.

Пока не будет проведена экспертиза, зафиксированы все моменты, связанные с ущербом, именно судебной инстанцией. После этого мы вернем объект, увидим его технические характеристики, определим порядок реконструкции.

Вы сами знаете о желании его реконструировать Сергея Николаевича Галицкого, мы не отказываемся от передачи этого объекта в концессию, но пока — до окончания судебного процесса по расторжению существующего контракта и выяснению всех обстоятельств — об этом говорить рано. Я думаю, по времени это займет пару месяцев. Мы настаиваем, ходатайствуем о скорейшем проведении судебного заседания, учитывая то, что погодные условия продолжают наносить зданию ущерб: усиливается коррозия, износ металла, а самое печальное — усталость самих жителей города от сложившейся ситуации.

О решении проблем дольщиков

Могу сказать, что в течение 2017 года мы ввели более 4 тыс. квартир — именно по домам обманутых дольщиков. Строим абсолютно понятные, прозрачные и реальные планы по следующему году. Безусловно, проблема дольщиков — очень острая, очень сложная. Мы видим замедление темпов строительства жилья. Оно обусловлено и той позицией, которую обозначает администрация. Я думаю, стратегически правильная задача — создание Градостроительного и Архитектурного советов.

Можно говорить, что за предшествующие годы строительная отрасль, конечно же, себя дискредитировала. Тем, что мы имеем обманутых дольщиков. Потому что не все строительные компании справились со своими обязательствами. Это первое.

Второе — есть случаи, когда на сегодняшний день мы имеем дома без надлежащего технологического подключения к инженерным сетям. Были подложные, недостоверные документы. Поэтому ужесточение требований в этой части, хотя у нас есть постановление правительства, которое четко регламентирует определенный перечень документов, который администрация может требовать при выдаче разрешения на строительство согласно 31 статьи Градостроительного кодекса. В этой части мы имеем определенные ограничения.

Но, тем не менее, мы пошли на создание Градостроительного совета, технического совета, который на сегодняшний день оценивает еще и строительную компанию. Есть ли у них в прошлом какие-то недоработки, связанные с недостроенными домами, невыполненными обязательствами. Есть ли в учредителях какие-то юрлица, имеющие «темное прошлое». Мы анализируем все технические условия, которые предоставляет компания для получения разрешения на строительство или ввода объекта в эксплуатацию.

Ну и, конечно же, оценивается нагрузка, которая будет ложиться на тот или иной массив при строительстве дома. Вы сами знаете, что я принял решение и полностью запретил выдавать разрешения на строительство в Юбилейном микрорайоне, микрорайоне Гидростроителей.

Да, я не могу отозвать выданные ранее разрешения в этих микрорайонах, потому что там имеются дольщики. Дома уже обременены долевым участием и что было ранее выдано — будет строиться. Будем контролировать эти объекты.

Единственное возможное решение по снятию этих ограничений (моратория) — это если строительная компания в своих решениях, именно градостроительных, будет предусматривать и строительство социальных объектов. Имеется в виду микрорайон Гидростроителей, там очень большая нехватка школ и детских садов. Поэтому, если строительная компания придёт за разрешением и рядом будет возводить автоматически школу либо садик, конечно же, будем смотреть на возможность выдачи разрешений на строительство.

Если берем 2016-ый и текущий год — выдача разрешений на строительство сократилась на 30%. И, безусловно, это сказалось на строительных компаниях, которые сегодня участвуют в тех мероприятиях, которые мы называем санацией. Я не говорю, что они инвесторы. Инвестор — это человек, который зарабатывает. У нас принято говорить, вот, нашли инвестора, который будет достраивать.

Надо понимать, что все объекты с обманутыми дольщиками — инвестиционно непривлекательные. Более правильно называть это санацией тех проблемных компаний, проблемных объектов. Это фактически вливание собственных средств других строительных компаний на достройку этих домов. Безусловно, их остается еще большое количество.

Если говорить из расчета статистики — дома, которые идут с нарушением сроков «девять плюс» — после момента завершения строительства по разрешительной документации берем 9 месяцев с плюсом в 1 день — таких объектов у нас где-то 96 сегодня. Хотя оно сократилось — было 106. 10 вышли из списка. Многие из них строятся. Но есть и серьезные, проблемные объекты с мошенническими схемами, с уголовными делами.

Для меня существует определенное разделение между такими объектами. Первое — когда строительная компания не рассчитала силы, свой экономический потенциал, экономику самого объекта. Стоимость стройматериалов, стоимость технологических подключений, которые надо оплатить. Но, тем не менее, есть огромное желание продолжать строительные работы, и они приходят в администрацию и передают полностью все данные, раскрывают финансовую отчетность, они с нами работают, они взаимодействуют, приходят на все мероприятия, совещания — там и дело спорится. Туда заходят инвесторы, которые и завершают достройку этих объектов.

Но есть и люди, которые изначально не были нацелены на достройку домов, а исключительно на извлечение прибыли или хищение денежных средств. Мы видим, какое количество уголовных дел возбуждено следственными органами и контролируются прокуратурой Краснодарского края, прокуратурой города.

Там, где уже установлено департаментом по долевому строительству, что денежные средства потрачены не по целевому назначению — там проблемы еще остаются. Потому что в этом случае на законных основаниях достаточно сложно прийти на объект, как-то его «осметить», осмотреть. Есть проблемы с доступом к документам, которые необходимо смотреть. В любом случае необходим расчет, сколько нужно денежных средств для того, чтобы объект был достроен.

Ну и желательно, чтобы денежные средства, которые выявлены в рамках расследования уголовных дел, возвращались назад, на достройку объектов. Потому что на все объекты городу будет достаточно тяжело находить инвесторов, и эти сроки будут оттягиваться и занимать достаточно большой промежуток времени.

Потому что серьезных строительных компаний, обладающих хорошим финансовым ресурсом, в муниципалитете не так много.

О строительстве социальных объектов

В начале своего вступительного слова я сказал, что, действительно, Краснодар, да и весь Краснодарский край за свою историю не строили такого количества социальных объектов, как в 2017 году.

Да, сегодня у нас школы и детсады переполнены. Проблема острейшая. Очереди. У нас есть задача, поставленная президентом о переходе школ на обучение в одну смену.

Регулярно посещаю все строящиеся социальные объекты в Краснодаре.

Сейчас дополнительно настраиваем постоянное видеонаблюдение со всех строительных площадок. Буду также получать картинку с камер, которые установлены на всех этих строительных объектах, чтобы в любой момент можно было увидеть, что происходит на объектах, контролировать ход работ.

О планах. Планы существуют. Как я уже сказал, на ближайшую перспективу и прежде всего — на следующий год. Уже подтверждено финансирование из Минстроя РФ. Краснодар получит порядка 1 млрд руб. федеральных средств на продолжение строительства начатых в этом году школ и детских садов. Это огромная поддержка, которую Краснодар получает из федерального центра.

О необходимости нового Генплана

Генеральный план у нас последний раз принимался в 2012 году. В настоящее время мы живем по Генплану 2012 года. Могу с уверенностью сказать, что этот Генеральный план не соответствует современной жизни Краснодара вообще. Есть территории, которые Генеральным планом 2012 года никак не учитывались.

Зачем сегодня нужен новый Генеральный план?

Это генеральная линия развития муниципалитета.

Это транспортное решение всех проблем, существующих сегодня.

Это стратегия развития до 2030-го года.

Нельзя жить вчерашним днем, 2012-ым годом, потому что Краснодар не соответствует городу пятилетней давности. За это время с 2012 года в Краснодар переехали порядка 600 тыс. человек.

Цифра 2012 года говорила о том, что в Краснодаре статистически зарегистрированных было где-то порядка 700 тыс. человек, а на конец 2017 года, по данным Управления внутренних дел, в городе официально зарегистрировано уже больше 1 млн. 300 тыс. жителей.

И сегодня мы говорим о совершенно новом документе.

О динамике роста населения города

По росту населения. Сегодня можно говорить, что город молодой. На 1 млн. 300 тыс. жителей у нас порядка 300 тыс. детей. 130 тыс. из них — школьники, где-то 170 тыс. человек — это дети дошкольного возраста. Плюс 100 тыс. человек — студенчество. Суммируйте — где-то 400 тыс. человек — это дети и студенты. То есть молодой город, согласитесь. Сравните с другими городами Российской Федерации.

Конечно, идет борьба и за трудовые ресурсы. Потому что это будущее муниципалитета, будущее Краснодара, это его экономический потенциал. Уровень безработицы в городе Краснодаре составляет 0,3%. Самый низкий по стране. Да, создаются рабочие места, да, экономический рост существует. Мы на 10 млрд. руб. примерно в этом году приросли в доходах, которые собраны в консолидированный бюджет края. 10 млрд — это очень существенно, это большой шаг вперёд.

Да, собственные доходы приросли незначительно. Потому что распределение финансов существует по налогам и сборам. Тем не менее, город будет и дальше развиваться. Может быть, не такими уже семимильными шагами. В этом году у нас только 160 тыс. человек зарегистрировано в городе. Конечно, мы всю Россию сюда не переселим. Но людей, которые желают переехать к нам на постоянное место жительство, достаточно много. Все хотят хороший климат. Все любят зелень, благоустройство. Всё-таки Краснодар — благоустроенный город. Мы все любим наш город, и все говорим, что Краснодар нам нравится.

Конечно, за это нужно бороться. Бороться и администрации, и жителям. Заниматься собственным благоустройством, заниматься развитием территорий, зеленых зон.

Мы в этом году внесли определенные решения в градостроительную деятельность в этой части. Сегодня 25 процентов любой территории, которая подлежит комплексной застройке, будет озеленяться, будут обособленные зеленые зоны. Не менее 25 процентов территории. Это тоже серьёзные изменения.

О развитии транспортной системы города, в том числе - создании канатного метро

Конечно, надо решать транспортные проблемы. Безусловно, приток населения и уровень благосостояния играют роль: в Краснодаре официально зарегистрировано под данным ГИБДД 390 тыс. машин. По статистике мы занимаем первое место в стране по количеству машин на душу населения. Значит, все-таки хорошо живем.

150 тыс. машин по данным ГИБДД въезжают в муниципалитет. Это так называемая «маятниковая миграция». 150 тыс. машин каждое утро въезжает — 150 тыс. каждый вечер выезжает. И с этим, конечно, есть сложности и нерешенные транспортные вопросы, связанные с Ростовским шоссе, Зиповским кольцом. Есть технические в этой части решения.

Как я уже сказал, мы будем заниматься решением транспортных вопросов. Но в любом случае нужен жёсткий анализ, профессиональный анализ.

Сегодня мы заказали Высшей школе экономики данную работу. Данная организация выполняла разработку и внедрение системы решения транспортной проблемы в Москве. Они стали победителями нашего открытого конкурса и будут эту работу выполнять. И, надеюсь, к концу года мы получим результат.

Это позволит нам участвовать в федеральных программах, а там совершенно другое финансирование выделяется для выполнения стратегий развития транспорта.

В том числе, конечно же, будем рассматривать вопросы, связанные с канатным метро. Это инициатива Стратегического совета. Я внимательно смотрю ту работу, которую проводит Евгений Горобец вместе с Александром Полиди по реализации данного проекта. Необходимую помощь и поддержку оказываю.

Я могу сказать о моментах, по которым они ко мне обращались. Когда я был в командировке в Австрии, они попросили меня связаться с компанией Doppelmayr (Допельмайер), которая является признанным в мире лидером по строительству канатного метро. Я нашел их контакты и пригласил их в Россию. Вчера они были в Краснодаре. Я с ним встречался буквально на 5 минут.

Всё время остальное они проводили вместе с моим заместителем и непосредственно с коллегами из Стратегического совета. Они показывали свои решения, которые реализовали в Боливии и Венесуэле в двух крупных городах, похожих по хаотичности застройки на Краснодар. Опыт достаточно успешный.

Второй момент, по которому обращались коллеги из Стратсовета, — это встреча с крупными землевладельцами Краснодара в части определения возможности предоставления земельных участков для пересадочных пунктов. Такие встречи я им организовал. То есть это помощь в коммуникации процессов, которые им необходимы.

Дальше они ведут работу с серьезной консалтинговой компанией, которая оценивает инвестиционные проекты и занимается поиском инвесторов.

В принципе проект интересен. Он не требует ни копейки денег от муниципалитета. Проектом занимаются достаточно высококлассные специалисты. И у Евгения Горобца есть опыт в реализации инвестпроектов, у Александра Полиди огромный опыт. Поэтому я думаю, что они не зря взялись за разработку этой идеи.

О доле отраслей в экономике Краснодара

Доля строительной отрасли в экономике муниципального образования составляет всего где-то порядка 10%, но она «тянет» за собой очень много сопутствующих отраслей. Развита потребительская сфера. Малый и средний бизнес очень хорошо представлен в Краснодаре — порядка 90 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса.

У нас официально работают и платят налоги 250 тыс. человек, то есть сегодня в малом и среднем бизнесе занята четверть миллиона трудоспособного населения.

Да, у нас есть и крупные предприятия, крупные производственные объединения, научные объединения. Они тоже пополняют бюджет муниципального образования. Но, тем не менее, на сегодняшний день малый и средний бизнес — а в основном это потребительская сфера — дает 30% всех доходов, которые получает муниципалитет.

Дальше мы говорим о развитии и промышленных территорий, промышленных парков. В течение года мы занимались с потенциальными инвесторами, которые сегодня реализуют свою стратегию на территории муниципального образования. Есть крупнейшие инвесторы, которые реализуют свои проекты на территории муниципалитета — конечно, это, прежде всего, «Магнит» — освоение своей промышленной зоны со строительством порядка 40 перерабатывающих предприятий. Это тысячи новых рабочих мест.

Малый и средний бизнес обретает свой облик. Каждый старается выделиться в лучшую сторону. На День города мы оценили участие малого и среднего бизнеса именно в благоустройстве. Увидели много людей, которым небезразлично, как выглядят фасады их зданий, коммерческих объектов, торговых точек, которые вкладывают собственные средства, без каких-то там предписаний, именно в архитектуру города. Начинается здоровая интересная конкуренция, все хотят быть красивыми. И порядка 50 таких организаций было выделено, мы их поощрили. Этот конкурс будет продолжаться.

Да и крупный бизнес в этом участвует, тот же «Магнит» реализовал свой проект по строительству парка — это большое участие в создании комфортной городской среды. И помимо всего прочего, есть небольшие проекты. Люди на своих придомовых территориях устраивают красивые палисадники, делают благоустройство, тратят на это свои собственные деньги. Таким образом, на сегодняшний день людей, которые любят Краснодар, очень много.

О готовности города к зиме и состоянии коммунальных сетей

Город к зиме готов. Все необходимые мероприятия муниципалитетом проведены. И не только муниципалитетом, но и всеми ресурсоснабжающими компаниями. Мы с вами сегодня четко должны понимать: все тепловые станции, которые есть в городе, все котельные, все теплотрассы — все находятся в частных руках. Это всё частный бизнес. Муниципального ничего нет. Все они провели регламентные подготовительные работы, были неоднократно проверены не только нами, но и соответствующими службами, которые занимаются аттестацией и контролем.

Да, как у крупного мегаполиса, у Краснодара, существует множество проблем. Конечно, такая проблема — теплосети в центре города. Трасса «ТЭЦ — Центр города» — очень старая. И температурные скачки, которые сегодня существуют — от плюсовой до минусовой температуры — приводят к тому, что возникают технологические сбои в подаче теплоносителя, и они вызывают так называемые «гидроудары», происходят аварийные ситуации.

Однако вы видите, насколько быстро и оперативно службы, которые работают при ликвидации, выполняют восстановительные работы. То есть город не замерзает. Буквально до 12 часов хватает для того, чтобы быстро устранить аварию, «перезапуститься» и подавать теплоноситель.

Если мы посмотрим на ситуации, которые бывают в других муниципалитетах — если это авария, то там крах полный, днями люди замерзают. У нас же это достаточно отлаженная система.

Да, сети старые, необходимо их обновлять, и мы это делаем — прописываем для теплоснабжающих компаний инвестиционные, технические составляющие, которые они должны решать и направлять денежные средства на ремонт и реконструкцию существующих в городе теплотрасс.

О перспективах развития транспортной инфраструктуры

Канатное метро — пока это только расчеты, смотрим экономику, которая должна сложиться, потому что ни один здравомыслящий бизнесмен не вложит средства в неприбыльное предприятие.

Большую работу выполняет нам Высшая школа экономики по стратегии развития транспортной инфраструктуры Краснодара. В результате мы должны увидеть, что вообще городу нужно.

Понимаю, что горожане, и вы в том числе, хотят быстрых решений. Как на пересечении улиц им. Селезнева и Трамвайной. Быстро приняли решение, прорубили проезд, «пробка» спала, все, кто хочет ехать на выезд, переехал трамвайные пути, свернул налево, ушел за город. Там решение было на поверхности, деньги для этого понадобились небольшие. Поиском таких решений мы продолжим заниматься.

Да, есть спальные микрорайоны: Московский, Восточно-Кругликовский, Гидрострой требует дополнительного развития общественного транспорта. В свое время не оставили под эти цели земли. Скажем, если мы по улице им. 40-летия Победы пустим трамвай, там вообще не сможет проехать ни личный, ни общественный транспорт.

Мы не сбрасываем со счетов проект «Наземки». Это, конечно, не сегодняшний день, потому что промежутки между движением товарных и пассажирских поездов составляют 15–20 минут, то есть вставить в этот трафик движение наших электричек невозможно. Во всяком случае, пока не будет построен железнодорожный обход Краснодара, а это — конец следующего года. Мы сейчас работаем совместно с РЖД, направляем в их адрес предложения по строительству переездов и проколов, они нам дают технические условия, идут навстречу.

О ситуации вокруг жалоб на работу НПЗ «Краснодарэконефть»

Нефтеперерабатывающий завод на территории муниципалитета находится больше 100 лет в том же месте. И, по-моему, никуда не перемещался. Знаю, что «Краснодарэконефть» постоянно модернизирует свою производственную базу, особенно, в части очистных сооружений и контроля выбросов. Я ни разу не видел ни одного документа об угрозе окружающей среде.

Есть ли документальное подтверждение, которое говорит, что в Кубань слили такое-то количество не переработанных отходов? Зафиксирован ли выброс отравляющих веществ в атмосферу? Это задокументировано?

Нужно понимать, что очень много стоит контрольно-измерительных приборов на территории самого предприятия. Приборы снимают характеристики воздуха, в том числе и передают в соответствующие службы.

Вот для примера.

Мы несколько дней подряд чувствовали зловонный запах в муниципалитете. Оказалось, наша птицефабрика удобрения вносила — куриный помёт в поля разбрасывала. Такое было ощущение, что где-то канализацию прорвало. Весь город чувствовал.

Ещё раз повторюсь: есть нефтеперерабатывающий завод. Ни одного факта нарушения на основании заключения контролирующих служб нет. Если такие факты были бы, уже были бы приняты исчерпывающие меры. Те или иные технологические установки, которые находятся на нефтеперерабатывающем заводе, они были бы закрыты до устранения замечаний.

О публикациях вокруг Исы Чингариева

Расследование и заключение могут вести следственные органы, прокуратура.

Все работы, которые производятся Краснодаром, они фиксируются у нас согласно 44-му федеральному закону. Доступны абсолютно и размещаются на электронных торговых площадках, где мы производим закупки товаров и услуг для муниципалитета. Любой желающий, который обладает необходимыми критериями и требованиями, может выйти на те или иные работы, которые в городе производятся, и выиграть.

С учетом тех мероприятий, которые проводятся регулярно в отношении администрации города контролирующими органами, службами, если бы были нарушения, наверное, уже были бы соответствующие выводы.

О ситуации с парковками вокруг краевых больниц №1 и №2

Начнём с того, что там земля находится в частной собственности. Кое-где частники даже снесли строения. Видимо, на этой территории выгодно заниматься парковками. Стоимость парковки не урегулирована ни РЭКом, ни законодательством. Муниципалитет не может выступать регулятором. Это их частная инициатива. Сколько они зарабатывают? Этим налоговая должна заниматься, проводить проверочные мероприятия. Являются ли эти граждане индивидуальными предпринимателями? Но это не компетенция муниципалитета.

В то же время свои парковки мы создавать можем, там где тариф будет понятен, где все работает официально. Думаем и планируем создание новых парковочных пространств.

Например, на ул. Красных Партизан напротив есть земельный участок после снесённого рынка «Михаил». Есть планы создать там, напротив 2-й краевой больницы, парковочное пространство, создать пешеходный переход под улицей. В течение двух лет мы этот проект реализуем.

В целом, по городу мы смотрим на те возможности, которые позволили бы создавать больше парковочных мест. Более того, при реализации программы «Формирование комфортной городской среды» по 8 внутриквартальным территориям количество парковочных мест на них благодаря техническим, инженерным и архитектурным решениям увеличилось на 30% в среднем.

О выделении участков для многодетных семей

В настоящее время в своих возможностях по этому направлению мы крайне ограничены. Все имеющиеся в распоряжении муниципалитета земельные массивы многодетным уже предоставлены. Я благодарен Законодательному Собранию края за ту поддержку, которую они оказали нам по внесению изменений в порядок предоставления земельных участков. Эти изменения помогли снять все вопросы в части предоставления земельных участков многодетным, сняли все нарекания. Но пока других земельных массивов нет.

Рассчитываю, что в перспективе федеральные власти передадут в распоряжение края и города новые земельные массивы. И тогда к этому вопросу мы вновь вернемся.

Об участии бизнеса в жизни города

В целом, могу так сказать, в течение этого года безвозмездно по предварительным расчетам (окончательную сумму мы к концу года сведем) поступило порядка 1 млрд руб. Деньгами и имуществом — это и квартиры, и земельные участки, в том числе для строительства школ и детсадов

Разный бизнес в разной степени помогал муниципалитету решать общегородские проблемы. Не имея в начале года ничего, никакого маневренного фонда, мы сейчас имеем достаточно большой объем земельных участков, получили порядка 20 тыс. кв. метров жилья для социального найма. Они распределены между очередниками: малоимущими краснодарцами, гражданам, нуждающимися в переселении из ветхого и аварийного фонда.

Конечно, были еще и безвозмездные финансовые поступления. Помимо всего прочего, в городе много предприятий, которые активно себя позиционируют в части благоустройства и развития общественных пространств.

В том числе и вопросы, связанные с «Краснодарэконефтью». Предприятие занимает активную позицию в этой части. Занимается шефством над рядом территорий, приближенных непосредственно к территории самого завода. В лицее № 48 они вместе со школьниками высаживали сквер, предоставляют посадочный материал Чистяковской роще, Городскому Саду, активно помогают финансово и в части благоустройства.

Про «Магнит» я уже не говорю — об их вкладе все знают. И множество других организаций, которые занимают социально ответственную позицию по отношению к городу. Их очень много, и, наверное, часа времени не хватит обо всех рассказать, каждый выбирает свое направление.

Допустим, кто-то выбирает спорт. Есть большая категория бизнесменов, которые между собой разделили шефство над различными видами спорта.

Кто-то занимается боксом, кто-то айкидо, кто-то спортивными танцами, кто-то волейболом, гандболом и так далее. Сегодня многие спортивные секции имеют за собой человека или организацию, активно помогающую в продвижении и развитии того или иного вида спорта.

Также можно сказать про «Краснодог». Эта организация никем не финансируется, а почти целиком существует за счет помощи, которую оказывают люди. Расход денежных средств, необходимых для ежемесячного содержания и лечения животных, там составляет порядка 1–1,5 млн. руб. Очень важно, что люди постоянно помогают приюту.

О ремонте Тургеневского моста и строительстве дорожных развязок

При ремонте ул. им. Тургенева транспортного коллапса, вообще, не наблюдаем.

Что касается ремонта самого моста, то там, в первую очередь, необходимо провести работы по ремонту деформационных швов. Сегодня получен технический анализ, который свидетельствует о том, что там, действительно, сложная ситуация. Но в любом случае речь не идет о полном перекрытии движения на мосту при проведении ремонта — запланировано только частичное закрытие моста. Кроме того, до Нового года к ремонту моста мы приступать не будем, потому что сегодня и накануне новогодних праздников здесь очень интенсивный трафик. В ближайшее время вместе со специалистами будем определяться с наиболее правильно выбранным временным интервалом для проведения работ. Возможно, работы на мосту стартуют в праздничные новогодние дни, поэтому в этот период всегда меньше машин, а сами работы не будут длиться долго.

Проект по строительству развязки на пересечении ул. Ставропольской и ул. Старокубанской — тяжелейший для реализации. Он затрагивает очень много объектов. Считаю его достаточно неэффективным и дорогостоящим. Решено пойти по другому пути.

После проведения масштабного анализа и экспертизы, которую мы заказали, будет выбран наиболее эффективный способ, как изменить ситуацию к лучшему, разгрузить интенсивное движение в наиболее проблемных местах.

Именно поэтому мы привлекаем специалистов федерального уровня, проводим серьезное исследование.

Строить ради того, чтобы строить, мы не будем. Сегодня непростая экономическая ситуация и в крае, и в городе. Мы учимся считать бюджетные деньги и рачительно их тратить. Мы будем реализовывать только те мероприятия и проекты, которые имеют максимальный эффект для Краснодара.

О возможности переименования города

Эта тема не актуальна. 7 декабря 1920 года было принято решение о переименовании Екатеринодара в Краснодар. Один из руководителей города в то время, Ян Полуян направил обращение-ходатайство в Москву. Живём с того времени в Краснодаре.

Не вижу, чтобы эта тема сейчас бурно обсуждалась и кого-то сильно интересовала. Да, мы говорим — Краснодар. Многие историки, краеведы говорят — Екатеринодар.

Думаю, что переименовывать город сейчас — это лишено смысла. Тем более, что такое Екатеринодар? Прежде всего, это историческая, центральная часть города. Знаю, высказывались предложения, чтобы, например, Центральный округ, куда входит исторический центр, переименовать в Екатеринодарский. При этом без внесения изменений непосредственно в документы, чтобы не было необходимости менять паспорта и так далее. Это вопрос обсуждаемый.

О возможности изменения количества внутригородских округов

Сегодня у нас четыре административных округа. По численности населения самые крупные — Прикубанский и Карасунский, где почти по триста тысяч зарегистрированных жителей. Западный и Центральный округа — вместе взятые по численности, как один крупный. Я не считаю, что надо создавать пятый или шестой округ, потому что окружные администрации из-за сложности с бюджетом не наделены большими полномочиями и функциями. Создание еще одной структуры повлечет за собой дополнительные расходы, это и заработная плата, и содержание помещений, транспорт и прочее. Дорогое удовольствие.

На рассмотрении сейчас другое предложение — по укрупнению, объединению Центрального и Западного округа как раз в Екатеринодарский округ. Но я уже говорил — это тема для обсуждения.

О новых источниках пополнения бюджета

Можно сказать, что 2017 год — период антикризисный. Период 2018 года будет периодом стабилизации. Мы должны выйти на стабильную работу. А 2019 год — это, конечно, год роста.

Следующий год будет посвящен поиску новых источников дохода. Мы их наметили сегодня для себя. Приблизительно могу сказать о следующем — мы занимались сравнением сведений, которые находятся в базе налоговой службы с базой, которая есть в Росреестре. Сведений по земельным участкам и объектам недвижимого имущества. Это то, что непосредственно облагается налогом и 100% идёт в наш бюджет — налог на землю и налог на имущество физических и юридических лиц. Мы получили приблизительную статистику: порядка 70 тыс. земельных участков не облагаются налогом, так как просто не состоят в базах налоговой службы, а имеют собственника, зарегистрированного в Росреестре.

Дополнительно порядка 60 тыс. капитальных объектов, которые также имеют собственников, зарегистрированных в Росреестре, также не облагаются налогом, так как не зафиксированы в налоговой службе.

Сейчас мы будем создавать необходимые согласительные комиссии и в «ручном режиме» заносить эти данные. Тем самым проведем полную инвентаризацию всего имущества, которое находится на территории муниципалитета.

Почему так произошло?

Я задался вопросом.

В налоговой службе это объясняют так: с конца 2013 года произошли изменения в федеральном законодательстве. Раньше у нас существовало БТИ. Оно определяло инвентаризационную стоимость, т. е. после ввода объекта составлялся технический паспорт, называлась инвентаризационная стоимость, и эти сведения передавались в налоговую службу, начислялся налог. По размеру он небольшой — 100–200 рублей, но начислялся. Вот представьте: с 2013 года эта работа была прекращена, не только в Краснодаре, но и по всей стране.

С 2013 года по сегодняшний день мы только в Краснодаре ввели больше 10 млн кв. м. многоквартирного жилья. Вот это всё налогом не облагается до сегодняшнего дня. Только с 2018 года это начнётся. Но налоговый период у нас наступает на следующий год. То есть за 2018 год начисления налога, и платежи по нему пойдут уже в 2019 году.

Соответственно, мы приблизительно посчитали, по самым приблизительным расчётам, в 2019 году мы по налогу на имущество физических и юридических лиц можем получить дополнительно порядка 600 млн руб. Это приблизительный расчёт. Но с учётом того, что стоимость будет у нас уже рыночная — в этой части идут определённые изменения в федеральном законодательстве — и будет повышение налоговых ставок, то, может быть, будет и больше.

Но, тем не менее, это уже чёткое понимание дополнительных резервов, которые у нас есть.

Бюджет у нас принят и на 2018 — 2019 гг. Мы его уже посчитали. Этих потенциальных денег в 2019 году в бюджете не заложено, но внутренний резерв появится, и дальше совместно с депутатами будем принимать решение, что нам с этими налоговыми поступлениями делать.

Либо их направлять на погашение банковских кредитов, которые продолжают всё-таки давить на наши плечи. Потому что на обслуживание этих кредитов мы тратим серьезные суммы. Как я говорил, хоть они и снижены значительно, но все равно составляют 1 млрд руб. Что такое 1 млрд руб? Это полноценная школа на 1,5 тыс. мест, которую можно было бы построить, или полдороги, которую можно проложить от ул. им. Думенко до ул. им. Лукьяненко, по которой у нас уже есть проектное решение.

Об ограничении этажности в центре города

На сегодняшний день завершается работа по определению предельной этажности для застройки в центральной части города.

В вопросе ограничения этажности в историческом центре пошли от обратного. Определили объекты исторического наследия, архитектурного наследия, которые есть в центральной части города. Их несколько сотен.

Теперь мы выполняем очень сложную и важную работу в части описания этих объектов. Также занимаемся определением их охранных зон. Под охранную зону попадает не только прилегающая территория к зданиям, но и все архитектурное пространство в пределах видимости. Идёт описательная часть, т. е. для каждого объекта будут составлены градостроительные регламенты: какие здания и где можно возле такого объекта располагать.

Помимо этого, мы следуем той установке, которую нам дал непосредственно Вениамин Иванович Кондратьев по ул. Красной, по этажности, по следующим от нее кварталам влево и вправо — по ул. Рашпилевской и ул. Красноармейской до ул. Северной, или еще дальше — до кинотеатра «Аврора».

Работа ведется в рамках каждого квартала, т. е. в итоге для каждой улицы будут приняты предельно допустимые параметры этажности. Это всё будет выполнено в электронном виде и на макете. Потом данные правила будут утверждены городской Думой, и соответственно это будет уже 100%-ый нормативный акт, который будет подлежать неукоснительному исполнению.

Что это в итоге даст?

Любой застройщик, инвестор, владелец земельного участка сможет ознакомиться с местом расположения своего объекта, либо объекта, который он хочет купить — все будет в данном документе либо на макете -и будет чётко понимать, что ему можно там построить. Можно будет три этажа — он построит три этажа. При этом уже следуя архитектурной концепции.

Опять же у нас сегодня начинает работать Архитектурный совет, который помимо всего прочего, будет ещё и согласовывать внешний облик новых объектов. Как этот объект будет выглядеть, как он должен сочетаться с соседними зданиями? Нельзя вокруг исторического объекта, который имеет культурную составляющую, которым любуются горожане, рядом поставить безликую «коробку» и тем самым полностью испортить любое восприятие улицы.

О статусе города-миллионника

Через два года будет перепись населения. К тому времени в Краснодаре уже, наверное, 1,5 млн жителей будет, а не 1,3 млн, как сегодня.

Кстати, хочу развеять сомнения: дополнительного финансирования в случае признания города миллионником сегодня нигде не прописано в федеральном законодательстве.

Но как аргумент дополнительный — да. Имиджу города от этого будет плюс.

О развитии системы платных парковок

По статистике, на открытых платных парковках платят всего-навсего 3–5% водителей. Хотя впереди — принятие федерального закона о наделении муниципалитетов возможностью получения персональных данных и, соответственно, взимания штрафов, которые уже 100% будут поступать в городской бюджет.

Более того, Законодательное Собрание края уже приняло данный нормативный акт — сегодня за неоплату парковочного места штраф составляет 1 тыс. руб. Фактически сегодня мы фиксируем эти данные, у нас есть реестр неплательщиков. Самая актуальная система учета неплательщиков существует, которую мы даже рекомендуем использовать работникам ГИБДД. Не заниматься эвакуацией транспортных средств, а непосредственно выписывать штраф за неправильную остановку, парковку автомобиля.

Уже есть несколько машин, которые перемещаются по городу и оборудованы камерами видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Они автоматически считывают информацию, номерные знаки, и это поступает в базу данных.

Это очень интересная система, которая при принятии федерального закона о штрафах сразу же у нас заработает. Но мы сегодня не имеем доступ к персональным данным автовладельцев. Мы знаем номер, но не знаем, кто является хозяином этой машины. Данные сведения содержатся только в полиции.

Как только нужные изменения будут приняты, мы получим полномочия по доступу к базе данных и, соответственно, начнем активнее выписывать штрафы.

Это будет действенная мера.

О строительстве поликлиник

Что касается поликлиник, то этот вопрос тоже на контроле. Безусловно, мы этим направлением занимаемся. В частности, администрация в этом плане ведет достаточно активную разъяснительную работу с ведущими городскими застройщиками.

Буквально до конца года будет передача первых этажей зданий по ул. им. Лавочкина, которые при строительстве были предназначены под поликлинику, — это полторы тысячи квадратных метров, полноценная поликлиника, которая нам крайне необходима.

За счет привлекаемых и бюджетных средств мы строим офисы врачей общей практики. В планах — приобретение нескольких помещений — от тысячи до полутора тысяч квадратных метров по городу именно для развития поликлинического звена.

В микрорайоне Гидростроителей, где у нас недостроенный объект Минобороны, тоже необходима поликлиника. Сегодня утром мы с Анной Алексеевной Миньковой, до того, как с вами встретились, вручали ключи детям-сиротам — там были безвозмездно переданы 59 квартир в рамках тех социальных программ, которые мы выполняли. И обсуждали с ней вопрос, как же мы все-таки будем достраивать этот объект в случае, если Министерство обороны нам его передаст.

О передаче пустующих квартир Министерства обороны на ул. им. Дзержинского в муниципальную собственность

Могу сказать — со стороны Минобороны мы получили отказ на то обращение, которое делали депутаты городской Думы по передаче нам квартир, которые располагаются в жилом комплексе в военном городке по ул. им. Дзержинского. Нам написали, что эти квартиры им необходимы и когда-то их будут использовать. Когда — непонятно. Когда их полностью заселят лица без определенного места жительства? Когда вынесут оттуда последнюю сантехнику? Когда в этих домах произойдут пожары?

Там от 700 до 800 свободных квартир во всем комплексе. Вообще, странная сама процедура заселения. Наверное, для какой-то отчетности людей заселили в эти дома в шахматном порядке — в каждом доме понемногу. Причем, не в одном подъезде, а разбросали хаотично.

Там ещё какая серьезная проблема?

Регулярно меняется военная управляющая компания. То «Славянка», то другая компания — «ногу сломишь».

Но это ещё и сказывается на работе ресурсоснабжающих компаний, которые поставляют ресурсы: «АТЭК», теплосети, «НЭСК». Эти дома их потребляют, долги накапливают, потом благополучно говорят «мы — банкроты» и платить вам ничего не будем. И так происходило уже несколько раз. Абсолютно нерациональное использование объектов, я считаю.

Мы же знаем, что все деньги, которые недополучает ресурсник, они в дальнейший период ему индексируются. То есть не заплатили дома Минобороны 100 млн руб за потребленные ресурсы — через два года это ложится в тариф. Нам этот рубль, каждому из сидящих здесь, добавляют, и мы начинаем за них платить. Такое федеральное законодательство. Регулярно пишем пачки писем в военную прокуратуру, министру обороны — буквально каждый месяц. Надеюсь, что все же сможем с этим разобраться.

Об открытости работы администрации. Подведение итогов брифинга

Подводя итог, коллеги, скажу, что настроение, в целом, у меня хорошее, потому что цели и задачи, которые ставил перед собой год назад на момент принятия полномочий мэра, по развитию Краснодара, открытости власти, мы во многом достигли.

Созданы и действуют такие общественные структуры, как Стратегический, Градостроительный и Архитектурный советы, Общественная палата. Мы открыто обсуждаем и принимаем важные для нашего города решения. Также выстроена и работа комиссии по землепользованию и застройке. Раньше она действовала в закрытом режиме, сегодня же в неё входят представители активной общественности города, работают там на постоянной основе. Про состояние экономики и социальную политику я вам рассказал.

Единственное направление, которое, на мой взгляд, «пробуксовывает» — это переселение из ветхого и аварийного жилья из центра города. Честно скажу, к началу своих полномочий еще не знал, насколько остро стоит проблема обманутых дольщиков. Если бы не обманутые дольщики, то тот огромный потенциал, который мы используем для санации проблемных объектов, мы могли бы направить на успешное расселение из ветхого и аварийного фонда.

Будем рассчитывать на то, что на федеральном уровне будет принято решение возобновить программу по предоставлению субсидий и субвенций на эти цели. На сегодняшний день она закрыта, но фонд работает. От регионов и муниципалитетов ведется прием заявок. Мы подали заявку на субсидию в размере миллиарда рублей. Это не значит, что завтра-послезавтра будут деньги. Но все же есть надежда, что средства на реализацию программы переселения из ветхого и аварийного жилья будут выделены. Для нас это актуально, тем более функция муниципалитета по переселению закреплена в 131-ФЗ, но мы ограничены в своих возможностях тем бюджетом, который есть.

В целом ещё раз скажу, что год был позитивным, интересным и продуктивным по всем направлениям.

Спасибо вам большое!